ТСЖ Дом

ТСЖ. Конституция РФ

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция РФ, Статья 40

Закон Судебная практика О земельных участках +Владивосток. Постановление АС Сахалинской области по делу № А59-5497/2009, 30.03.2010г.

Решение суда




Вторник, 30 Марта 2010 03:00

+Владивосток. Постановление АС Сахалинской области по делу № А59-5497/2009, 30.03.2010г.

Автор 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
Дело 30 марта 2010 года
от № А59-5497/2009

 

Резолютивная часть постановления оглашена 25 марта 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2010 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.В. Алферовой

судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской

при участии:

стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска,

апелляционное производство № 05АП-1288/2010,

на решение от 27 января 2010 года

судьи В.Н. Джавашвили

по делу № А59-5497/2009 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению товарищества собственников жилья «Рябинка»

к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска

о признании незаконным отказа в формировании земельных участков придомовых территорий,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Рябинка» (далее – ТСЖ «Рябинка», Заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска (далее – ДАГУН, Департамент) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в формировании земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов №№ 218, 218-а, по ул. Ленина и дома № 84 по Коммунистическому проспекту в городе Южно-Сахалинске, об обязании начальника Департамента сформировать в месячный срок земельные участки придомовых территорий многоквартирных домов в границах и размерах Генеральных планов Технических паспортов на дома: № 218 по ул. Ленина г. Южно-Сахалинск – 4595 кв.м., № 218-а по ул. Ленина г. Южно-Сахалинск – 3040 кв.м., № 84 Коммунистический проспект г. Южно-Сахалинска – 4432 кв.м.; а также о возмещении судебных издержек, состоящих из государственной пошлины и суммы юридических услуг в общем размере 26.000 руб.

Решением от 27 января 2010 года суд частично удовлетворил заявленные ТСЖ требования: признал отказ ДАГУН, отраженный в письме от 03.07.2009 года № 7811-014/07, в формировании земельных участков придомовых территорий вышеуказанных многоквартирных домов недействительным, обязал Департамент в установленный законом срок сформировать земельные участки придомовых территорий многоквартирных домов в границах и размерах Генеральных планов Технических паспортов на дома: № 218, 218-а по ул. Ленина и № 84 по Коммунистическому проспекту г.Южно–Сахалинск, а также взыскал с Департамента в пользу ТСЖ судебные расходы в сумме 10.000 руб., в том числе, 4.000 руб. – судебных расходов в виде государственной пошлины, 6.000 руб. – судебных расходов на оплату юридических услуг.

Не согласившись с вынесенным судом решением, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке.

Ссылаясь на п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), Департамент указал, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должны устанавливаться посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.

Согласно жалобе, в нарушение порядка, установленного п. 2 ст. 6 Федерального закона № 191-ФЗ, статей 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, суд, минуя полномочия главы местной администрации принял решение о формировании земельных участков придомовых территорий в границах Генеральных планов Технических паспортов. По мнению Департамента, принятым решением нарушены права органа местного самоуправления на территориальное планирование и права заинтересованных граждан и юридических лиц, имеющих равные возможности на реализацию своих прав по выражению мнений при подготовке проекта межевания центральной части г. Южно-Сахалинска и проведении публичных слушаний.

Департамент указал, что из содержания «Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминимумах», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223, следует, что документы и материалы по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминимуме в случае организации разработки проекта межевания территории существующей застройки до разработки данного проекта не подлежат изготовлению.

Департамент указал, что суд незаконно возложил на Департамент обязанность по формированию земельных участков в границах и размерах Генеральных планов Технических паспортов на спорные дома, поскольку данные планы в соответствии с законодательством о государственном реестре не являются документами, на основании которых проводится формирование земельных участков.

Департамент также не согласен с решением суда в части взыскания с него расходов по оплате государственной пошлины в общей сумме 10.000 руб., поскольку из представленного суду в качестве доказательства оказания юридических услуг договора, согласно жалобе, не представляется возможным определить его предмет.

Руководствуясь вышеуказанными доводами, Департамент просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ требований.

От ТСЖ в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Заявитель не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, стороны своих представителей в судебное заседание не направили. Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст.156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Протоколами от 20.02.2009, от 24.04.2009 и от 30.04.2009 заочного собрания собственников помещений в многоквартирных домах №№ 218, 218 а, по ул. Ленина и дома № 84 по Коммунистическому проспекту в городе Южно-Сахалинске создано ТСЖ «Рябинка».

На общем собрании собственники помещений приняли решение о формировании придомовой территории домов по указанным выше адресам и уполномочили реализовать решение общего собрания по данному вопросу председателя ТСЖ «Рябинка» Волкову Н.Ю.

04.06.2009 года ТСЖ «Рябинка» в лице председателя Волковой Н.Ю. обратилась к мэру городского округа «Город Южно-Сахалинск» о формировании земельных участков придомовой территории, занимаемыми указанными жилыми многоквартирными домами в соответствии с их целевым назначением, требованиями жилищного и земельного законодательства, государственными градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки указанных территорий, в качестве части общего имущества указанных многоквартирных жилых домов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений.

Письмом от 03.07.2009 № 7811-014/07 ДАГУН города Южно-Сахалинска сообщил ТСЖ о том, что до настоящего времени вышеуказанные земельные участки никому в собственность не переданы, они являются государственной собственностью. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний; в настоящее время ООО «Институт территориального планирования «Град» разрабатывается проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная, р. Рогатка. Утверждение указанного проекта планируется в IV квартале 2009 года; границы испрашиваемых земельных участков будут установлены проектом межевания указанной территории, после чего ТСЖ «Рябинка» сможет оформить их в общую долевую собственность.

Полагая, что отказ Департамента в формировании земельного участка с учетом придомовой территории не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы жильцов дома, ТСЖ «Рябинка» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 4, 5 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ).

Согласно пунктам 7 и 8 «Положения об определении размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 года № 1223 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.03.1998 № 369, от 21.08.2000 № 615), действовавшего на момент возникновения спорных отношений, орган, уполномоченный органами местного самоуправления, обязан подготовить документы и материалы (в том числе проект границ земельного участка) по определению размеров и установлению границ земельного участка кондоминиума и передать их в орган местного самоуправления в течение двух месяцев с момента обращения домовладельцев с соответствующим заявлением.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы, о том, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должны устанавливаться посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.

Как следует из имеющихся в материалы дела кадастровых выписок, земельным участкам площадью 1182 кв.м., 860 кв.м. и 687 кв.м., на которых расположены спорные многоквартирные жилые дома, 31.12.2002, 21.07.2003, 09.02.2006 были присвоены кадастровые номера: 65:01:0703001:201, 65:01:0703001:460 и 65:01:0703001:214.

В соответствии с Положением о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно - Сахалинска, утвержденным Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 12.01.2006 года № 22, вопросы формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, находятся в компетенции этого органа местного самоуправления.

ТСЖ «Рябинка» обратилось с заявлением о формировании границ земельных участков придомовых территорий домов №№ 218, 218-а, по ул. Ленина и дома № 84 по Коммунистическому проспекту в городе Южно-Сахалинске 04.06.2009 года. Однако уполномоченный орган местного самоуправления не подготовил документы и материалы (в том числе проект границ земельного участка) по определению размеров и установлению границ земельного участка и не передал их в орган местного самоуправления в течение двух месяцев с момента обращения домовладельцев с соответствующим заявлением, сославшись на п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также, указав, что в настоящее время ООО «Институт территориального планирования «Град» разрабатывается проект планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска в границах пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная, р. Рогатка.

Рассмотрев данный ответ, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в нем отсутствует информация, позволяющая точно определить результат рассмотрения заявления, а также сроки принятия решения о формировании испрашиваемых земельных участков придомовых территорий, так как предположительная дата утверждения проекта планировки с проектом межевания центральной части города Южно-Сахалинска границах пр. Победы – ул. Горького – ул. Вокзальная – р. Рогатка согласно ответу - IV квартал 2009 года, однако в суд апелляционной инстанции Департамент не представил доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего дела указанный проект утвержден.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента в формировании земельных участков придомовых территорий домов №№ 218, 218-а, по ул. Ленина и дома № 84 по Коммунистическому проспекту в городе Южно-Сахалинске является незаконным и нарушает права и законные интересы ТСЖ на получение в собственность спорных земельных участков.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, он принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.

Руководствуясь изложенным выше, коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, выраженный в письме от 03.07.2009 года № 7811-014/07, в формировании земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов №№ 218, 218-а по ул. Ленина и дома № 84 по Коммунистическому проспекту в городе Южно-Сахалинске, является недействительным.

Суд также правомерно обязал Департамент в установленный законом срок сформировать земельные участки придомовых территорий многоквартирных домов в границах и размерах Генеральных планов Технических паспортов на дома: № 218, 218-а по ул. Ленина и № 84 по Коммунистическому проспекту г. Южно - Сахалинск.

Коллегия также считает, что суд правомерно взыскал с Департамента в пользу ТСЖ судебные расходы всего в размере 10.000 руб., в том числе, 6.000 руб. – понесенных на оплату услуг представителя, 6.000 руб. – понесенных на оплату государственной пошлины.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 106 АПК РФ установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с п. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 20 Информационного письма от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ» разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Согласно п. 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», разумность расходов по оплате услуг представителей определяется судом исходя из таких обстоятельств, как длительность судебного разбирательства, проверка законности и обоснованности судебных актов в нескольких судебных инстанциях, сложность разрешающихся в ходе рассмотрения дела правовых вопросов, сложившаяся судебная практика рассмотрения аналогичных споров, необходимость подготовки представителем в относительно сжатые сроки большого числа документов, требующих детальных исследований, размер вознаграждения представителей по аналогичным спорам и делам, обоснованность привлечения к участию в деле нескольких представителей, фактическое исполнение представителем поручения поверенного и другие обстоятельства.

Из материалов дела коллегией установлено, что ТСЖ «Рябинка» в лице председателя Правления Волковой Н.Ю. (клиент, заказчик) заключило с Сурниновым Г.В. (исполнитель) договор № 2 на представление интересов заказчика в суде от 15.09.2009. Согласно данному договору исполнитель принял на себя обязательства по предоставлению заказчику юридических услуг, а именно: изучить имеющиеся у клиента документы, относящиеся к предмету спора, дать предварительное заключение (устное или письменное – по желанию клиента) о судебной практике дела, в том числе о юридической обоснованности обжалования состоявшихся судебных решений; при содействии клиента провести работу по подбору документов и других материалов, обосновывающих заявленные требования; консультировать клиента по всем возникающим в связи с судебными процессами вопросами; участвовать в судебных заседаниях на всех стадиях судебного процесса; участвовать в судебных заседаниях, в том числе в суде первой инстанции, в апелляционной и кассационной инстанциях, и (в случае необходимости) при обжаловании судебных актов в порядке надзора, а также при исполнении судебных решений.

Таким образом, довод Департамента, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что из представленного ТСЖ в материалы дела договора не представляется возможным определить его предмет, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 5 указанного договора стоимость услуг, оказываемых исполнителем, определяется в размере двадцати тысяч рублей. 50 % указанной суммы клиент оплачивает исполнителю авансом, 50 % - при положительном решении заданий клиента на основании судебных решений, либо в соответствии с достигнутым мировым или иным соглашением. Предусмотренные данным пунктом выплаты осуществляются клиентом – десять тысяч рублей – до начала судебного процесса и десять тысяч рублей в течение 10 дней после получения взысканной с ответчика суммы.

Согласно акту выполненных работ № 2/А от 25.01.2010, исполнитель выполнил, а заказчик принял юридические услуги, содержание которых поименовано в договоре № 2 на представление интересов заказчика в суде от 15.09.2009.

На основании расписки от 15.09.2009 исполнитель получил от ТСЖ «Рябинка» по договору № 2 от 15.09.2009 денежные средства в размере 10.000 руб.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт оказания Сурниновым Г.В. Товариществу услуг, связанных с обжалованием отказа Департамента в формировании земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов №№ 218, 218-а по ул. Ленина и дома № 84 по Коммунистическому проспекту в городе Южно-Сахалинске, отраженного в письме от 03.07.2009 года № 7811-014/07, и факт оплаты Заявителем этих услуг в размере 10.000 руб.

Как следует из материалов дела, Заявитель просил возместить ему судебные расходы в размере 20.000 руб. за оказанные юридические услуги. Однако, доказательства оплаты Товариществом Сурнинову Г.В. 20.000 в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с пунктами 3, 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что в случае, когда расходы на оплату услуг представителя не были фактически понесены, требование об их возмещении удовлетворению не подлежит, а суммы, подлежащие выплате заявителем за оказанные ему юридические услуги во исполнение принятого обязательства в будущем, по правилам статьи 110 АПК РФ не взыскиваются.

Руководствуясь принципом разумности возмещения судебных расходов, принимая во внимание объем и сложность выполненной работы, учитывая тот факт, что представитель Заявителя Сурнинов Г.В. представлял интересы ТСЖ «Рябинка» в четырех судебных заседаниях, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что с Департамента в пользу ТСЖ подлежат взысканию судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 6.000 руб.

Суд первой инстанции также правомерно взыскал с Департамента в пользу ТЖС судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4.000 руб.

Ссылку Департамента на п.1.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ, согласно которой государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, коллегия отклоняет. Положения данного подпункта не могут рассматриваться в качестве основания для освобождения Департамента от возмещения Заявителю понесенных им судебных расходов.

В данном случае судом первой инстанции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ был разрешен вопрос не об уплате Департаментом в бюджет государственной пошлины по делу, а о распределении судебных расходов, понесенных Обществом при обращении в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает освобождение государственных органов от возмещения другой стороне фактически понесенных судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Более того, положением ч. 1 ст. 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27 января 2010 года по делу № А59-5497/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий: .

В. Алферова

 

 

 

Дополнительная информация

  • Решение суда: в пользу собственников (в пользу ТСЖ, ЖСК)
Прочитано 3662 раз Последнее изменение Четверг, 05 Апреля 2012 14:21
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
ТСЖ Дом

На портале ТСЖДом.ру всего за несколько минут Вы можете бесплатно создать полноценный сайт для ТСЖ или ЖСК. Для создания сайта ТСЖ Вам нужно просто зарегистрироваться

Электронное периодическое издание "Информационный портал ТСЖ Дом.ру". Свидетельство: Эл № ФС77-45942 от 22 июля 2011 года.

ТСЖ Дом: Закон Судебная практика О земельных участках +Владивосток. Постановление АС Сахалинской области по делу № А59-5497/2009, 30.03.2010г.